Муниципальное автономное

дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад № 347" г. Перми

+7 (342) 284-87-77
+7 (342) 284-87-66
ул. Космонавта Беляева, 43/2

Развиваем речь детей

Взрослым очень интересно то,

Что всем давно известно:

Как зовут, и кем ты будешь,

И кого ты больше любишь,

Маму, папу или братца? –

Все не могут разобраться.

А вот завтра я поеду

На беседу к логопеду!

Он попросит: порычи,

Он попросит: помычи.

Пошипи и пожужжи

И язык мне покажи.

Хорошо пройдет беседа

У меня и логопеда!

                           /Л.Фадеева/

     Речевая функция – одна из важнейших психических функций человека.  В процессе речевого развития формируется познавательная деятельность и мышление ребенка. Благодаря нормальной речи у детей формируются и уточняются представления об окружающей действительности. Овладение правильной речью создает необходимые условия для развития различных форм деятельности.

    Нарушение речи отрицательно влияет на все психическое развитие ребенка, отражается на его деятельности и поведении. Это сказывается и на овладении грамотой, и на успеваемости в целом, а в дальнейшем и на выборе профессии. Вот почему необходимо помочь ребенку преодолеть речевые нарушения еще в дошкольном возрасте, тем самым обеспечивая его полное, всестороннее развитие.

     Часто при оценке речевого развития ребенка взрослые обращают внимание на то, насколько правильно малыши произносят звуки, и не спешат к логопеду, если по их мнению, дело обстоит более или менее благополучно.

     Это не совсем так. Логопед исправляет не только дефекты звукопроизношения, но и помогает расширить словарный запас, формирует умение составлять рассказ и правильно оформлять высказывания с точки зрения грамматики.

     Кроме того, логопед поможет подготовить ребенка к усвоению грамоты, если у него есть какие-то проблемы с речью, и к дальнейшему более успешному обучению в школе.

     Только логопед может квалифицированно проанализировать ситуацию, указать на необходимость проведения специальных занятий и дать подробную консультацию.

    Чем раньше выявлены проблемы, тем раньше можно начать работу по их преодолению, тем успешнее проходит эта работа. Ведь всегда легче сразу что-то выучить, чем потом переучиваться. Не надо надеяться, что все недостатки исправятся сами собой. Родители несут ответственность за судьбу своего ребенка. не бойтесь лишний раз обратиться к специалисту, - помощь, оказанная своевременно, сэкономит ваши нервы и даже, может быть, сделает вашего ребенка более успешным и счастливым.

 

 ЗАЧЕМ НУЖНЫ ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ 

 

     Пальчиковые игры являются универсальным тренингом мелкой моторики и речи у детей 2 – 4 лет. Подобные игры развивают внимание, воображение, память дошкольников. Стихотворная форма  помогает детям координировать речь и движения, вызывает у ребенка эмоциональный отклик, побуждает его озвучивать свои действия.

     В последнее время популярность пальчиковых игр заметно возросла. Подобные игры – не новомодное увлечение современных родителей. Они существовали у разных народов с давних времен. И немудрено, ведь пальчиковые игры – замечательный способ развеселить ребенка, отвлечь его от чего-либо, найти контакт с любым малышом. Но это не главное их достоинство.

 

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

    Речевые центры головного мозга интенсивно стимулируются двигательной активностью ребенка. Речь, сопровождаемая подвижными образами, более выразительна и доступна пониманию малыша. Стихотворная форма подачи материала имеет соответствующий ритм, который помогает детям координировать речь и движение.

    Первое время малыш повторяет только движения, но на подсознательном уровне происходит пополнение его словарного запаса, появляются навыки построения предложения, употребления различных грамматических форм и т.п. Позже ребенок  будет стремиться самостоятельно озвучить свои действия.

 

ПАМЯТЬ

    Нет необходимости разучивать с малышом стихотворения. Играя с пальчиками, он легко запоминает их уже после нескольких прочтений.

   Ребенок довольно быстро начинает связывать в сознании зрительные образы с соответствующим текстом.  Стихотворения запоминаются надолго и в несколько раз быстрее, чем при обычном чтении. Это своего рода мнемонический прием.

 

ПОДГОТОВКА РУКИ К ПИСЬМУ

     Конечно, сильные, ловкие, гибкие умелые пальчики вашего ребенка – это залог его будущих успехов /письмо, рисование, рукоделие, конструирование и т.д./. А пальцы, как и любую другую часть тела, можно и нужно развивать и тренировать.

 

ВНИМАНИЕ

     Важнейшим способом обучения и развития ребенка дошкольного возраста является подражание. Наши дети подражают всему, что видят, и хорошему и плохому, просто потому, что подражание является их врожденной способностью и ведущим видом деятельности.

    Необходимо отметить, что способность к подражанию не у всех детей развита одинаково. Часто это зависит от умения удерживать внимание.

    Пальчиковые игры являются одним из способов развития внимания.

 

ВООБРАЖЕНИЕ

    Поначалу детский взгляд притягивает движение. Пальчики создают некие формы, которые благодаря речи складываются в образы. Нет нужды изображать на пальцах глазки и носики, их дорисует воображение ребенка. Фантазия малыша начинает активно работать, и вместо простых пальчиков появляется целая галерея образов.

 

АРТИСТИЗМ

     Как правило, эмоциональная речь подкрепляется жестами, а жесты, в свою очередь, добавляют выразительности словам. Дети, прошедшие «школу» пальчиковых игр, легче овладевают динамикой жеста, более раскованны и коммуникабельны.

 

ПЕРВЫЕ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ

     Пальчиковые игры – это замечательный материал для быстрого овладения простейшими математическими понятиями, начиная от счета и заканчивая такими категориями, как вправо – влево, выше – ниже, дальше – ближе, длиннее – короче,  больше – меньше и т.п. Эти понятия подкреплены сюжетом и жестами, поэтому наглядны и доступны малышу.

 

КАК  ИГРАТЬ  В ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

    Сначала попробуйте устроить «пальчиковый театр», в котором ребенок просто зритель: рассказывайте небольшие сказки, подкрепляя слова соответствующими движениями. Очень скоро малыш захочет повторять движения вместе с вами. Обязательно дождитесь этого момента. Помните, что все дети разные. Одни тут же включаются в игру, другие будут только созерцать, а потом, когда вы совсем не ожидаете /на прогулке или сидя на горшке/, вдруг начнут складывать пальчики или произносить стихотворные фразы.

     Не добивайтесь произнесения стихотворения вместе с движением. Малышам до трех лет тяжеловато, хотя некоторым нравится озвучивать ритмичные действия. Вполне достаточно того, что ребенок стремится повторить тот или иной жест.

     Поначалу не все движения получаются у малыша хорошо.  Обычно это беспокоит родителей,  но не самого ребенка,  он выполняет, как может. Не торопитесь поправлять его. Просто показывайте движения сами снова и снова, а малыш со временем обязательно будет стремиться «усовершенствовать» свои действия.

     Бывает, что ручки совсем «не хотят» играть. Это означает одно из двух: либо ваш малыш слишком погружен в созерцание, либо у вас не хватает терпения и вы желаете немедленных результатов. В любом случае вы можете побудить ребенка к действию, но только не командами и пояснениями.  Просто /если, конечно, малыш позволит/ сами поиграйте его пальчиками, сопровождая движения соответствующим стихотворным текстом.

    Кроме того, пальчиковые игры просто любимы всеми детьми, дарят тактильный и эмоциональный контакт и незаменимы в таких ситуациях, как ожидание в очереди к врачу, долгая поездка на машине /если вы не за рулем/, необходимость переключить внимание ребенка и т.п. Это замечательная возможность плодотворного общения с малышом.

                                                                                               Учитель-логопед О.В.Топычканова

Информационно-образовательные ресурсы:


Официальный сайт министерства образования и науки РФ
www.mon.gov.ru
Федеральный портал "Российские образование"
www.window.edu.ru
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
www.scool-collection.edu.ru
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
www.fcior.edu.ru
Единый портал
permedu.ru
Информационно-развлекательный портал для детей и подростков:
http://персональныеданные.дети/ 

С результатами  независимой оценки качества оказания услуг можно ознакомиться по ссылке  http://bus.gov.ru/pub/independentRating/list

 

Copyright © МАДОУ "Детский сад № 347" г. Перми
Создание сайта: Веб-студия полного цикла в Перми "Maria"
Метрика